
25 апреля /ИП Вести Урала/. Вследствие краха в 1990-х годах «биполярного мира» на передний план в международном политическом дискурсе вышли теории глобализации, «конфликта цивилизаций», «однополярности» и т.п. Тогда же у подобных мировоззренческих парадигм появилась альтернатива в виде концепции «постоянного позитивного нейтралитета», послужившей основой для государственной самоидентификации независимого Туркменистана. Дополнительный импульс развитию и легитимации этой концепции придала специальная резолюция № 50/80, единогласно одобренная сессией Генассамблеи ООН 12 декабря 1995 года, сообщает uninform.org.
Будучи активно вовлеченным в деятельность специализированных структур ООН (ПРООН, УВКБ, УНП, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА) Туркменистан выстраивает свои отношения с этой авторитетнейшей международной инстанцией также и на принципах, заложенных в рассчитанной на 2016-2020 годы Рамочной программе партнерства.
Именно Ашхабад стал штаб-квартирой для Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии (РЦПДООН), одно из предназначений которого - прямые взаимодействия (в сфере миротворческой деятельности) с Миссией ООН по содействию Афганистану (МООНСА).
Трижды со стороны международного сообщества туркменскому государству оказывалось особо высокое доверие: в работе 62-й (в 2007 г.), 64-й (2009 г.) и 68-й (в 2013 г.) сессий ООН страна участвовала на правах их вице-председателя. Недавно туркменистанских дипломатов единогласно делегировали сразу в три профильные Комиссии ООН (по вопросам науки и техники, по демографическим и по социальным проблемам). В качестве члена ООН с 1992 года Туркменистан стал также подписантом более чем 120-ти базовых конвенций и других нормативных актов международного права.
В экспертных кругах наиболее широко распространено мнение, что Туркменистан под руководством Президента Гурбангулы Бердымухамедова реально вошел в «высшую лигу» игроков системы международных отношений, смог позиционировать себя в ранге надежного партнера, который ответственно подходит к выполнению своих обязательств перед мировым сообществом.
Туркменистан стал инициатором принятия в ООН двух резолюций, которые затрагивают важные факторы устойчивого развития человечества (стабильный энерготранзит и роль транспортно-транзитных коридоров) и обосновывают необходимость баланса интересов производителей, транзитеров и потребителей топливно-энергетических ресурсов.
Чтобы претворить эти планы в жизнь, туркменские дипломаты предложили также создать при ООН специальный Энергетический совет и разработать Конвенцию по энергетической безопасности. Почетная миссия председательства на Конференции 2017 года по Энергетической хартии также доверена Туркменистану.
Со всей серьезностью в Ашхабаде подошли и к природоохранной проблематике, особенно к сфере «водной дипломатии»: уникальному проекту озера «Алтын Асыр» среди каракумских песков, проблемам Аральского и Каспийского бассейнов и д.р.. Дабы повысить роль ООН при решении экологических проблем, Гурбангулы Бердымухамедов выступил с инициативой учреждения Регионального Центра по технологиям, связанным с глобальными изменениями климата в странах Центральной Азии.
Среди характерных черт внешней политики, которую осуществляет нейтральный Туркменистан, можно отметить следование принципам добрососедства и миролюбия, взаимного уважения и обоюдной выгоды, ориентацию на прогресс и стабильность при устойчивом развитии.
Уникальный в своем роде международно-правовой статус нейтрального Туркменистана, его концепция «постоянного позитивного нейтралитета» получили всеобщее международное признание, что лишний раз подтверждено решением ООН от 2 февраля 2017 года о провозглашении даты 12 декабря Международным днем нейтралитета.